«Память бережно храним». Новый проект редакции к 75-летию Великой Победы

2020 год объявлен в Содружестве Независимых Государств Годом 75-летия Победы в Великой
Отечественной войне.
Эта война изменила ход мировой истории, судьбы людей и карту мира. Советский народ противостоял натиску высокоорганизованного и хорошо вооруженного противника — нацистской Германии и ее союзников. Мы выстояли.
«Районка» начинает цикл публикаций, посвященных юбилею Победы, под общим названием «Память бережно храним». Любой из вас, уважаемые читатели, может стать автором статей, рассказов, стихов. Мы помним их — солдат и офицеров сороковых годов двадцатого века, живых и мертвых. Мы будем читать их письма, перелистывать старые фотоальбомы, рассказывать о судьбах.
А открывает наш проект уже известная читателям рубрика «О чем говорят награды».
Сегодня расскажем о солдатском ордене — ордене Славы.
Небольшой деревянный домик под номером 7 по переулку Стародрибинский. На стене прибита красная звезда. Ясно и понятно: здесь живет ветеран войны.
17-летнего Степана Михайловича Хальчукова демобилизовали 12 июля 1941 года. Это был третий и последний призыв в армию в Дрибинском районе — через день немецкая мотопехота заняла райцентр. На оккупированной территории остались родители, но о судьбе близких (мать умрет от тифа) парень узнает только через несколько лет. А пока впереди длинный путь: Калужчина, Тамбовщина и Урал. Там, в Челябинской области, на станции Миасс парня определили на учебу в школу пулеметчиков. Изучали пулемет Максима (произносится с ударением на первый слог, поскольку это фамилия конструктора): общий обзор, сборка-разборка… Конструкция пулемета к 40-м годам морально устарела: он весил около 60 кг; перемещать такой вес по полю боя под огнем непросто. Но альтернативы не было.
— Утром, после артподготовки, бригада пошла в атаку. 129-я отдельная стрелковая бригада у нас была — одна молодежь, комсомольцы. Но пехота залегла в снегу — у немцев остались огневые точки. Мой первый номер без сознания — голова в крови… Лег за щит. Куда стрелять — понятно: сумрачно, все пулеметные трассы видны. Мы по ним, они по нам… Потом опять слышно: «В атаку!» Бежим, тянем пулемет на лыжах. Немцы оставили траншею, отступили.
После боя командир роты собрал пулеметчиков, сказал, что представит к награде. Получил ее, правда, через несколько лет. Наверное, долго искала. Ведь я, начиная с весны 1943 года, по госпиталям… В марте месяце тяжело ранило. Утром позавтракали, вышли взводом из деревни и напоролись на крупнокалиберный пулемет. Очередь по ногам. Упал. Стало жарко-жарко, а потом больно. Катанки, штаны — все кровью пропиталось. Отвезли в санбат, потом в госпиталь. Оказалось, что на правой ноге кость перебило. Полгода пролежал в гипсе.
За бой в зимней степи С.М. Хальчукова наградили орденом Славы III степени. Несколько слов об этом знаке отличия.
Орден Славы — военный орден СССР. Учрежден Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 ноября 1943 г. Орденом награждались военнослужащие рядового состава, сержанты и старшины Красной Армии, а в авиации — и лица, имеющие звание младшего лейтенанта. Вручался только за личные заслуги. По своему статуту и цвету ленты почти полностью повторял одну из самых почитаемых в дореволюционной России наград — Георгиевский крест.
Орден Славы имеет три степени, из которых высшей является первая. Награждение производится последовательно: сначала третьей, затем второй и, наконец, первой степенью.
Знак ордена Славы представляет собой пятиконечную звезду размером между противолежащими вершинами 46 мм. Поверхность лучей звезды слегка выпуклая. На лицевой стороне в средней части звезды — круг-медальон диаметром 23,5 мм с рельефным изображением Кремля со Спасской башней в центре. По окружности медальона — лавровый венок. В нижней части круга выпуклая надпись «СЛАВА» на красной эмалевой ленточке.
Интересный факт. Первоначально солдатский орден предполагалось назвать именем Багратиона. Группой художников было разработано 26 эскизов. Предусматривалось, что орден будет иметь четыре степени и носиться на черно-желтой ленте — цветов дыма и пламени. Верховный главнокомандующий Иосиф Сталин, которому представили проект, одобрил другую — георгиевскую — ленту и решил, что орден будет иметь три степени, как ордена Суворова и Кутузова. Сказав, что победы не бывает без славы, он предложил именовать награду орденом Славы.
Текст и фото
Максима ТЕТЕРИНА