Свято место, где храм стоял

Бывая в разных уголках Беларуси в туристических походах, я не раз видел видеть кресты на месте прежде существовавших храмов. Традиция увековечивания памяти возрождается. Есть пример и в нашем районе. Жители деревни Кледневичи во главе со старостой Михаилом Ивановичем Аникеевым осенью прошлого года пригласили священника и установили поклонный крест на том месте, где когда-то стояла церковь святителя Николая Чудотворца. В скором времени там появится памятная табличка.
Михаил Аникеев — давний подписчик «районки». Деревенский старожил — родился в Кледневичах в 1929 году, и многое может рассказать об истории своей малой родины. Во время недавней встречи я поинтересовался: что побудило взяться за благое дело? И, если честно, другого ответа и не ожидал:
— Повод один — я же местный. И помню, что собой представляли Кледневичи раньше: и домов пустых не было, и молодежи — не пересчитать. Сегодняшнее время — сложное, и история не всем интересна. Но забывать прошлое нельзя.
Церковь святителя Николая Чудотворца была построена в селе до 1734 года, — это Михаил Иванович знает из книги «Память. Дрибинский район». К 1897 году, когда в Кледневичах насчитывалось уже 111 дворов и 800 жителей, храм отстроили во второй раз — первоначальное здание, по слухам, сгорело во время пожара, которые в деревне были не редкость. При храме действовала церковно-приходская школа, которую посещали более 70 ребят, преимущественно мальчики; рядом находились постройки церковного причта, где жил и священник с семьей. Фамилию настоятеля Михаил Иванович не помнит, но может рассказать, как выглядело сооружение:
— Мал по годам, но запомнил. Церковь стояла на холме и была хорошо видна, если ехать из Дрибина. Бревенчатая, с одним куполом, высотой метров десять — вертикальной композиции. Рядом, отдельно, стояла колокольня. И это неудивительно — у нас был центр большого прихода. В храм ходили не только односельчане, но и жители поселков Никольск №1, №2, №3 и № 4, деревень Медведово и Медведовка — сейчас это Горецкий район. Плюс, многие крестьяне жили отдельно — на хуторах. Можете представить, сколько это прихожан?.. Для полноты картины еще факт: 22 мая, в день памяти святителя Николая Чудотворца, в деревне всегда проходил храмовый праздник. Была ярмарка — родители всегда покупали мне и младшим братьям конфеты и свистульки. А вокруг церкви стояли длинные ряды деревянных скамей для тех, кто приходил на молебен.
Что еще помню… Возле храма находилось захоронение — по всей видимости, могила какого-то прежнего священника. Возможно, не одна — некоторые из односельчан говорят, что могил насчитывалось три.
Табличка, которую мы хотим установить на церковище — месте, где стоял храм, гласит, что он был разрушен в годину гонений за веру христову. Как это соотносится с реальностью? После Октябрьской революции в соответствии с декретом Совета народных комиссаров от 23.01.1918 года «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» началось массовое закрытие церквей и монастырей. Преследовалось духовенство, монахи и верующие независимо от вероисповедания. Когда именно Николаевская церковь перестала действовать, точно не скажу. Ее закрыли, полагаю, в 1938 году — сбросили крест, увезли колокола… Потому что именно тогда мой отец принес из церкви несколько икон — на хранение, а вскоре был призван в армию и ушел, как тогда говорили, в польский поход — воевать в Западную Белоруссию. Отец погиб на финской войне, а иконы висели у нас в доме до 1943 года, пока немцы, которые обустраивали линию обороны, не приказали жителям оставить деревню. Нашу хату разобрали на стройматериалы, куда исчезли иконы — не знаю. Разобрали солдаты и церковь.
Свято место, где храм стоял… Замечательно, что по прошествии стольких лет о церкви святителя Николая Чудотворца снова заговорили. Звучит банально, но… Мы не имеем права забывать страницы истории, какими бы они не были.
Максим ТЕТЕРИН