Экипаж с задания не вернулся…

Друзья, согласитесь — время неумолимо. И с каждым днем от нас все дальше события прошлого. Но некоторые из них мы не имеем права забыть.
В одном из прошлогодних номеров районной газеты (если точнее — в номере № 92 от 24 ноября) был опубликован материал под названием «Судьба экипажа «летающего танка». Вкратце напомню: 23 июня 1944 года — в первый день наступления советских войск, прорывавших оборону немцев на реке Проня, в Дрибинском районе был сбит самолет Ил-2. С задания — штурмовка артиллерийских позиций, техники и живой силы в ближнем тылу противника — не вернулся экипаж 198-го авиаполка 233-й авиадивизии в составе младшего лейтенанта Айриева и старшего сержанта Дмитриева. Самолет был сбит вражеским истребителем. Согласно журналу боевых действий дивизии штурмовик под номером 4570 упал в районе деревни Лукоть. И пилот, и стрелок числятся погибшими.
Историей о погибшем экипаже поделилась поисковик Елена Шутова, проживающая в Подмосковье. Сведения она отыскала в архивах Министерства обороны Российской Федерации, оцифрованных и выложенных в интернет.
Задавшись целью собрать больше информации о случившемся и, по возможности, установить место захоронения летчиков, была предпринята совместная попытка отыскать родственников погибших. Больше всего данных было по Андону Ивановичу Айриеву. С него и решили начать.
На момент гибели офицеру было 26 лет. Родом из Туркмении. Окончил авиационное училище и училище химической защиты. Прежде чем оказаться в штурмовой авиации, служил начальником химслужбы в батальоне аэродромного обслуживания и летчиком в истребительном полку. В городе Кизыл-Арват у него осталась жена.
На сайте известной общероссийской гражданской инициативы «Бессмертный полк», которая создана с целью увековечить память фронтовиков, партизан и подпольщиков, участников Великой Отечественной войны, есть фотогалерея. В мае 2020 года кто-то разместил в ней снимок младшего лейтенанта Андона Айриева. Обычно так делают родственники.
Впрочем, обратной связи не получилось. Шли дни, а на электронное письмо никто не отвечал. Результат появился после публикации заметки о сбитом самолете в социальных сетях. В Фейсбуке есть специализированная группа «Поиск погибших и пропавших без вести в Великую Отечественную войну». Выяснилось, что в Москве живет двоюродная племянница Андона Ивановича Айриева.
С Татевик Хачатуровной Дружининой я общался по телефону. Женщине 85 лет. Это по ее просьбе дети разместили на сайте «Бессмертного полка» фото из семейного архива. Молодой солдат в лихо заломленной пилотке со звездочкой. Открытое лицо, серьезный взгляд…
— Мне было 5 лет, когда дядю призвали в армию, — рассказала собеседница. — Но я хорошо помню события. И вот почему: Кизыл-Арват — небольшой городок. Все друг друга знают. А проводы в тот день состоялись в нескольких семьях. И дядя Андон ходил навещать друзей, которым тоже предстояло служить.
А еще он подошел к моей маме и сказал в шутку: вот эту девчонку, то есть меня, береги. Вернусь — заберу; в смысле, удочерю. Дядя был семейный человек — супругу звали Анна. Они жили в доме № 32 по улице Пушкина. Обычная семья, только детей не было. И племянников дядя Андон любил и баловал.
Но в 1943 году стало известно, что дядя погиб. Я помню, как его родители делали поминки. Горе было большим — вторая потеря в семье. Еще одного сына — старшего брата Андона — убили под Сталинградом. Кажется, воевал в пехоте.
Как погиб Андон Айриев, где? — эти вопросы задаю себе уже давно. В юности не интересовалась, а потом оказалось, что спросить не у кого. Жена дяди куда-то уехала, и следы ее затерялись; родители его умерли.
Да и знали ли они? В Беларуси никто из наших родственников не бывал, это точно. Возможно, по причине, что место захоронения неизвестно. Говорите, нигде в районе на братских могилах такой фамилии нет? И старожилов в деревнях не осталось — не у кого спросить? Взглянуть бы на похоронку — может, там вся информация. Да где ее взять…
Вопрос, который по-прежнему остается открытым: существует ли захоронение экипажа штурмовика? и где оно может находиться? Возможно, ясность внесут российские исследователи истории советской авиации времен Великой Отечественной войны — к ним уже обратились за помощью. Одновременно ведется работа по установлению родственников стрелка. Предположительно речь о старшем сержанте Дмитриеве Иване Петровиче, 1919 года рождения, уроженце Курской области.
Поиск продолжается.
Максим ТЕТЕРИН