Темы

Как правильно использовать важные методы воспитания детей, рассказывает психолог Светлана Мельникова

Как правильно использовать важные методы воспитания детей, рассказывает психолог Светлана Мельникова

Каждый из родителей хочет, чтобы его дети выросли достойными и успешными людьми. Но, пожалуй, в процессе воспитания мы не всегда всерьез задумываемся о том, что основой будущей взрослой жизни ребенка прежде всего являются ценности и эмоциональный опыт, полученные в семье, а модель взаимоотношений, сформированная в кругу родных и близких людей, с большой долей вероятности станет примером для подражания.

Как вести себя с ребенком в разных жизненных ситуациях, чтобы не потерять его доверие, укрепить веру в собственные силы и научить адекватно воспринимать неудачи? Дать консультацию по этому вопросу мы попросили психолога учреждения «Дрибинский РЦСОН» Светлану Мельникову.

— Светлана Александровна, где, на Ваш взгляд, проходит та тонкая грань, которая определяет разумную меру поощрения и наказания ребенка?

— Поощрение — это проявление положительной оценки поведения ребенка, которая вызывает у детей чувство удовлетворения. Основной психолого-педагогический смысл влияния поощрения на личность ребенка, на формирование его характера заключается в том, что оно укрепляет у него веру в свои силы, вызывает желание и в дальнейшем вести себя лучше, проявлять себя с хорошей стороны.

Вместе с тем не следует слишком увлекаться поощрением. При частом повторении оно перестает служить стимулом дисциплинирования. Дети привыкают к похвале и не ценят поощрения.
В процессе воспитания приходится прибегать и к наказаниям.

Аналогично поощрению существует немало способов демонстрации взрослыми своего отрицательного отношения к поступкам сына или дочери. Но надо помнить, что чем больше родители используют такие авторитарные методы воздействия, как приказы, придирки, ворчание, крики, брань, тем меньше это оказывает влияние на поведение их детей. Если же вдобавок взрослые разгневаны, раздражены, настроены враждебно или вовсе впадают в истерику, то не следует ждать положительного результата.

Разумеется, не следует увлекаться наказаниями. Но в то же время нельзя снисходительно относиться к серьезным недостаткам в поведении ребенка и допускать безнаказанности.

— Как правильно наказать ребенка, если все же возникла такая необходимость?

— Выбирая наказание, успейте взвесить его вред и пользу для ребенка.

1. Наказание не должно вредить здоровью ни физическому, ни психическому, унижать ребенка. Наказать — это, скорее, лишить ребенка хорошего, чем делать ему плохое.

2. Если есть сомнение, наказывать или нет, не наказывайте. Никакой профилактики, никаких наказаний «на всякий случай».

3. За один раз — одно. «Салат» из наказаний — блюдо не для детской души.

4. Срок давности: лучше не наказывать, чем наказывать запоздало, например, за проступки, обнаруженные спустя неделю, месяц, а то и год, это чревато риском задержки психического развития.

5. Наказан — прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута, как ни в чем ни бывало. О старых грехах ни слова. Не мешайте начинать жизнь сначала!

6. Ребенок не должен бояться нашего гнева, наказания, он должен бояться нашего огорчения.

7. Роли «карающего» и «милующего» не должны жестко закрепляться за членами семьи, так как это приводит к тому, что «милующий» начинает самоутверждаться за счет «карающего», что вносит смятение в восприятие ребенком семейной иерархии.

8. Наказание не за счет лишения любви. Что бы ни случилось, не лишайте ребенка необходимой заботы и заслуженной похвалы.

— Как построить отношения с ребенком, чтобы не допускать наказаний в принципе?

— Чаще хвалите ребенка, чем осуждайте. Подбадривайте, а не подмечайте неудачи. Вселяйте надежду, а не подчеркивайте, что изменить ситуацию невозможно. Чтобы ребенок поверил в свой успех, в это, прежде всего, должны поверить взрослые. Наказывать легче, воспитывать труднее.

Помните, что детское непослушание всегда имеет психологические мотивы: нарочитое непослушание означает, что ребенок хочет быть в центре внимания; проказы свидетельствуют о том, что ребенок жаждет эмоциональных впечатлений; упрямство — свидетельство желания быть независимым; агрессия — ребенок ищет способ самозащиты; суета, непоседливость — ребенок дает выход энергии.

— Спасибо за консультацию.

Беседовала Ирина ТЕТЕРИНА

Последние новости

Общество

17 марта 2025 года в 98 лет ушел из жизни ветеран Великой Отечественной войны Владимир Прокофьевич Аксенков

17 марта 2025
Читать новость
Здоровье

Вакцина против вируса папилломы человека включена в национальный календарь прививок

17 марта 2025
Читать новость
Проиcшествия

В Пудовне горел дачный дом

17 марта 2025
Читать новость
Здоровье

Здоровые зубы — залог здоровья. Как правильно ухаживать за полостью рта рассказал стоматолог Виктор Золотов

17 марта 2025
Читать новость
Калейдоскоп

Как правильно использовать важные методы воспитания детей, рассказывает психолог Светлана Мельникова

17 марта 2025
Читать новость
Профилактика и безопасность

С 17 марта по 4 апреля в Дрибинском районе пройдёт профилактическая акция «За безопасность вместе!»

17 марта 2025
Читать новость

Рекомендуем