Темы

«Научитесь управлять временем». О правильном режиме дня школьника рассказывает специалист

«Научитесь управлять временем». О правильном режиме дня школьника рассказывает специалист
Игорь Павлов

Вот и наступил новый учебный год, ваш ребёнок пошёл в школу. Это его детская «работа», и не менее, а может и более напряжённая, чем у взрослых. Правильный распорядок дня, учёт индивидуальных (физических и психических) особенностей ребёнка, следование режиму — вот залог его хорошего самочувствия и успеваемости.

 

О том, как правильно составить режим дня для ребёнка-школьника, мы и поговорим сегодня с главным врачом УЗ «Дрибинский районный центр гигиены и эпидемиологии» Игорем Павловым.

— Игорь Михайлович, начнём с главного — как правильно организовать режим дня школьника, каких основных правил здесь нужно придерживаться?

— Если в течение нескольких недель или постоянно ребёнок чувствует себя бодрым, здоровым, он любознателен и весел, с удовольствием посещает занятия, занимается спортом, гуляет, общается со сверстниками, то можно считать, что распорядок дня составлен правильно. Если же вы стали замечать, что ребёнок стал вялым, пассивным, постоянно капризничает, не хочет ходить в школу, на уроках отвлекается, возникают какие-то жалобы, это повод в первую очередь пересмотреть его режим дня. Важно научиться управлять временем, и вот основные правила, которыми должны руководствоваться взрослые:

  • Правило первое, и самое важное. Чётко и неотступно следовать заведённому распорядку дня (с поправкой на выходные, о которых поговорим чуть ниже).
  • Правило второе. Не менее 2–3 часов ребёнок должен проводить на воздухе, вне зависимости от погоды.
  • Правило третье. Не всё свободное время дома надо проводить за выполнением домашнего задания (более подробно расскажем об этом ниже).
  • Правило четвёртое. Не более двух дополнительных занятий. Желательно, чтобы они были разные: спортивные чередовались с познавательными занятиями.
  • Правило пятое. Ориентируйтесь только на индивидуальные особенности вашего малыша. Не заставляйте ребёнка делать что-то насильно.

Правила простые, главное, о них не забывать.

У детей с ослабленным здоровьем выносливость организма к обычной нагрузке снижена и поэтому режим дня должен быть несколько иным, получить конкретные рекомендации можно у вашего врача.

— Как известно, для хорошего самочувствия очень важен полноценный сон. Сколько нужно отдыхать детям, чтобы оставаться в течение дня активными и внимательными?

— Для младшего школьника ночной сон должен быть не менее 9-11 часов. В возрасте 6-10 лет дети должны ложиться не позднее 21.30, если вставать им нужно в 7-7.30, а старшие дети — в 22 часа, самое позднее время — в 22 часа 30 минут. Также совсем неплохо, если ребёнок начальной школы восстановит свои силы и непродолжительным (не более 1,5 часов) сном после обеда. Но если ребёнок не хочет ложиться — не заставляйте его. Чтобы сон ребёнка был глубоким, необходимо, чтобы перед сном школьник не занимался шумными играми, спорами, рассказами, вызывающими сильные переживания, так как это мешает быстрому засыпанию и нарушает глубину сна. Глубокому сну препятствуют также внешние раздражители: разговоры, свет и др. Спать ребёнок должен в отдельной кровати, соответствующей размерам его тела; это создает возможность в течение всего сна поддерживать мускулатуру тела в расслабленном состоянии.

— Что нужно учитывать при выполнении домашних заданий?

— Возвращаясь из школы, прежде чем заняться выполнением домашнего задания, ребёнок должен отдохнуть: поиграть, погулять, но не смотреть телевизор. Начинать выполнять домашнее задание следует не раньше 15–16 часов. Для каждого возраста существует своё время, которое не должно превышать санитарно-гигиенические нормы:

– В 1 классе, начиная со второго полугодия, — не более одного часа.

– Во 2 классе — до полутора часов.

– В 3–4 классах — до двух часов.

Также необходимы и перерывы во время работы (как в школе — перемены), работать без отдыха ребёнок может недолго, от 8 до 15 минут, смотря, каким видом деятельности он занимается.

С каких предметов начинать выполнять домашнее задание, надо определить индивидуально. Но начинать лучше всего с чтения, оно «включает» ребёнка в работу. Потом стоит выполнить задание по письму, далее — математика, «на закуску» оставьте самые лёгкие предметы. Однако если ребёнок хочет изменить порядок выполнения — дайте ему свободу, пусть он сам решит, что он будет делать сначала. Дополнительные занятия тоже нужно планировать. Их не должно быть больше двух. Желательно, чтобы они различались по своему назначению: занятия, направленные на физическое и умственное развитие. Два занятия одной направленности (или способа выполнения) утомляют ребёнка, ухудшают самочувствие и не несут соответственно и пользы.

— Выходной день, я так понимаю, лучше посвятить отдыху?

— Безусловно. На выходные дни старайтесь не оставлять домашнее задание — это время только для отдыха. Вставать в эти дни можно на 2 часа позже и ложиться на 1 час позже. В выходные дни следует больше проводить время на воздухе. Особенно благоприятны как в физическом, так и в психологическом плане прогулки всей семьёй. В выходные ребёнок должен нагуляться, выспаться, одним словом — отдохнуть. Постарайтесь, чтобы он не выбивался из привычного ритма жизни, не нарушайте обычного режима дня. Тогда к началу новой рабочей недели ребёнок будет готов полноценно учиться дальше.

— Что категорически нельзя делать родителям, если они по-настоящему заботятся о здоровье своего ребенка? Назовите основные родительские табу в отношениях с детьми.

Я бы назвал следующие:

* Будить ребёнка в последний момент перед уходом в школу, объясняя это себе и другим большой любовью к нему;

* кормить его перед школой и после неё сухой пищей, бутербродами, объясняя это себе и другим, что ребёнку такая еда нравится;

* требовать от ребёнка только отличных и хороших результатов в школе, если он к ним не готов;

* сразу после школьных уроков требовать выполнения домашнего задания;

* лишать детей игр на свежем воздухе из-за плохих отметок в школе;

* заставлять ребёнка спать днём после уроков и лишать его этого права;

* кричать на ребёнка вообще и во время выполнения домашних заданий в частности; заставлять многократно переписывать в тетрадь из черновика;

* не делать оздоровительных пауз во время выполнения домашних заданий;

* просить ждать папу и маму, чтобы начать выполнять уроки;

* позволять сидеть у телевизора и за компьютером более часа в день и смотреть перед сном страшные фильмы и играть в шумные игры;

* ругать ребёнка перед сном;

* разговаривать с ребёнком о его школьных проблемах зло и назидательно;

* не прощать ошибок и неудач ребёнка.

Соблюдение этих простых правил будет способствовать хорошему самочувствию вашего ребёнка, что в конечном итоге положительно повлияет и на его успеваемость в школе.

Записала Ирина ТЕТЕРИНА

Последние новости

Профилактика и безопасность

Электробезопасность при использовании удлинителя

4 декабря 2024
Читать новость
Общество

«Мастер-класс» по хорошему настроению от жительницы Рясно Анастасии Шилович

4 декабря 2024
Читать новость
Общество

Памятник в честь 4-го ШАП установлен на белорусской земле

4 декабря 2024
Читать новость
Официально

«Горячая линия» по вопросам изменений пенсионного обеспечения пройдет 5 декабря в облисполкоме

4 декабря 2024
Читать новость
Президент

Лукашенко внес поправки в указ о реагировании должностных лиц на критику в госСМИ

4 декабря 2024
Читать новость
Общество

Творческий вечер Светланы Цмугуновой состоялся в Дрибине

3 декабря 2024
Читать новость

Рекомендуем