В ГУО «Ряснянская специальная школа-интернат» успешно реализуется проектная деятельность
Ольга Мартинович
Ступая на территорию школы, с первых шагов замечаешь, что здесь благоустройству пришкольной территории уделяют самое пристальное внимание. У входа — объемные сказочные персонажи из лозы, интересные малые архитектурные формы, повсеместно ухоженные газоны и клумбы, пешеходные дорожки. И что примечательно, воспитанники специального учреждения заняты каждый своим делом. Кто-то вместе с преподавателем Александром Кружковым мастерит красоту из дерева и камня — декоративный мостик. Кто-то из ребят осуществляет прополку клумб, а кто-то занят под чутким руководством взрослых работой в теплицах. Ряснянская специальная школа-интернат всегда отличалась богатыми трудовыми традициями: и педагоги, и воспитанники помогают в содержании пришкольных участков, благоустройстве территории. Все поделено на сектора, где дети поддерживают чистоту и порядок. Опытные педагоги учреждения помогают детям осваивать не только учебную программу, но и создавать красоту своими руками. А занимаются здесь дети со всей Могилевской области.
— Интегрировать ребят с особенностями в развитии в социум, научить их жить среди людей, рассказать, как стать хозяевами собственной судьбы, — главная задача педагогов и воспитателей нашего учебного учреждения, — говорит заместитель директора специальной школы-интерната по воспитательной работе Ольга Мартинович. — В школе обучаются особенные дети с интеллектуальной недостаточностью легкой и умеренной степени. Когда выясняется, что ребенок не успевает в обычной школе в силу каких-либо обстоятельств и не способен усвоить программу обычной школы, родителям рекомендуют перевести его на специализированное обучение. Но очень жаль, что некоторые родители не спешат отдать такого ребенка в нашу школу, не понимают того, что особенному ребенку здесь будет легче и интереснее учиться и жить, и то, что государство в этом случае подставляет им плечо. Наше учреждение отличается от обычной школы тем, что мы преподаем предметы, которые доступны детям с интеллектуальной недостаточностью. Педагоги-дефектологи вовлекают ребят в жизнь социума, оказывают коррекционную помощь, которая впоследствии выводит ребят на определенный уровень. Особенные дети, как правило, эмоционально зажаты, а педагоги и воспитатели учат ребят обслуживать себя: стирать, готовить, убирать, оплачивать жилищно-коммунальные услуги, пользоваться бытовой техникой, проводить свободное время с пользой, правильно организовывать свой досуг. Мы не закрыты для общения, к нам приходят дети из общеобразовательной школы, приезжают друзья-спонсоры, волонтеры. Хочется разрушить миф о том, что наше учреждение — это просто специальная помощь ребенку, который в ней нуждается.
В школе-интернате есть множество различных кружков и спортивных секций. К примеру, пользуется популярностью кружок лозоплетения, который ведет учитель трудового обучения Сергей Гуркович. Красивые, интересные фигурки на территории школы — заслуга этого талантливого человека. Процесс лозоплетения ребята постигают с нуля: от сбора лозы и ее переработки до плетения. Кстати, иву выращивают здесь сами на территории школы. Также здесь есть швейная и столярная мастерские. Дети обучаются всему тому, что пригодится им в дальнейшей жизни. Учащиеся — участники и победители районных, областных, республиканских творческих конкурсов.
В школе созданы классы углубленной профессиональной подготовки. Получив базовое образование, дети по желанию родителей могут продолжить обучение в 11-12 классах: освоить профессию овощевода, рабочего зеленого строительства. Ребят учат выращивать овощи, клеить обои, штукатурить, делать отмостку, пользоваться шуруповертом, дрелью и т.д.
— Наша задача — не только их обучение и социализация, но и профориентация, — отмечает Ольга Мартинович. — Поскольку более 85% этих ребят живут в сельской местности, мы реализуем в процессе трудового обучения проект «Успешный сельский житель». В силу особенностей развития наши дети могут получить только рабочую профессию. Наряду с теорией, большой упор делаем на практику. Важно показать ребятам, как правильно выращивать рассаду, кормить скот, обрабатывать землю. В учебном заведении есть все необходимое для проекта: большие сельскохозяйственные площади с тепличным комплексом, современный мотоблок с навесным оборудованием, пасека, небольшая свиноферма. Чтобы больше заинтересовать ребят в этом деле, на территории школы готовится площадка, где будет размещено сельское подворье. Свиньи и лошадь у нас уже есть, будем приобретать курей, кроликов. Цель нашего проекта — подготовить учащихся к выбору профессии в соответствии со способностями, потребностями общества, совершенствовать условия для популяризации профессии сельского труженика. С помощью этого проекта мы хотим вызвать интерес воспитанников к профессии, связанной с сельским хозяйством, показать им выгоду от такого вида деятельности и то, что без труда в этой жизни ничего не достигнуть.
По словам заместителя директора, в школе реализуется и проект «Музей под открытым небом». Уменьшенные копии главных достопримечательностей Рясно вскоре будут размещены на территории учреждения:
— Начали с того, что Дрибинщина — столица шаповалов, — рассказывает Ольга Вячеславовна, — первый экспонат в музее — валенки и шапка-магерка. Уже сделаны заготовки копии церкви Святого Николая, кстати, наш учебный корпус № 2 сейчас находится в бывшей церкви. Подготовлена площадка для копии костела Святого Казимира. Задумок в этом плане у нас много, как и красивых, примечательных мест в Рясненской округе. Проект в перспективе будет только развиваться.
Еще один долгосрочный проект — «Мы — за здоровый образ жизни». Этот проект находится в стадии разработки, но начало уже положено. Рядом с корпусом, где занимаются начальные классы и дети с интеллектуальной недостаточностью умеренной степени, разработали площадку и высадили на ней саженцы елочек в форме лабиринта. Между ними будут расти различные пахучие травы, такие как лаванда, чабрец. Есть задумка поставить здесь избушку Бабы Яги и ступу. Эти архитектурные формы под силу смастерить нашим педагогам трудового обучения. Такая полезная зона отдыха поможет учителям организовывать подвижные перемены с оздоровляющим эффектом.
В заключение Ольга Мартинович отмечает, что проектная деятельность помогает решать учебные и воспитательные задачи учреждения. Во взаимодействии с детьми учителям получается делать это результативно.
Людмила СВИРИДЕНКО