Дрибинские валенки покорили оршанцев
«Валенки — род башмаков или сапог, свалянных из шерсти», такое определение можно прочесть в словаре Владимира Даля. Еще их называли валенухи, валежки, валены, валенцы. Для нас эта обувь настолько знакома, что не нуждается в описании. Слово «валенок» часто вызывает у нас улыбку, обозначая нечто устаревшее и просто забавное. Но после того как ознакомишься с историей валенка, посмотришь и примеряешь современный валенок, приходит другое отношение к старинной зимней обуви. Ведь несмотря на все современные технологии ничего более удобного и теплого для нашей суровой зимы не придумали.
История валенок насчитывает многие сотни лет. Возможно, от тюркских народов шерстобитное дело пришло в Древнюю Русь. Одно из первых упоминаний о войлочных сапогах есть в «Слове о полку Игореве» (12 век). Историки считают, что приоритет в изобретении валяной обуви принадлежит степным кочевым народам. Именно они первыми придумали скатывать шерсть животных и делать из нее обувь, которая не только бы противостояла холоду степей зимой, но и защищала стопу от жестких колючек и острых камней. От кочевников этот вид обуви распространился на Руси. Многие ученые также указывают, что славянские племена переняли технологию производства обуви из войлока у скифов и хазар. Валенки — общеевропейская обувь, которую носили от Иберийского полуострова до Урала. Валяние войлока — метод изготовления шерстяного материала у кочевников евразийских степей, горных скотоводов Памира, Тибета, Кавказа, Алтая, Карпат и Балкан, Передней Азии. Одним из самых ранних, сохранившихся до наших дней изделий из войлока, являются ковры и черпаки из Пазырыкских курганов Горного Алтая, из курганов Ноинула в Монголии.
Изначально валенки, или, по-сибирски, пимы, были коротенькими, а их голенища суконными. Такой обувкой не брезговали даже коронованные особы: и Петр I, и Анна Иоанновна с удовольствием носили изготовленные специально для них пимы. Первой государыней, носившей пимы с кринолиновым платьем, была Екатерина Великая, которая ввела такую моду из-за болезни своих ног.
И лишь в 18 веке валенки приобрели свой привычный вид: ремесленники Ярославской области догадались валять их целиком с голенищем. Ведь в том-то и достоинство валенка, что он делается без единого шва, потому и мягкий, и удобный, и ногу не натирает. Вот за эту гениальную простоту «валенком» в народном фольклоре и зовется наивный до глупости человек. Валенки — неотъемлемая черта характера наших людей. «Прост как валенок», «Ваньку валяет», «Не мытьем, так катаньем»… Навсегда эти присказки вошли в наш язык. И никому не надо объяснять, что они значат: и простоваты валенки, как мужичок, но и прочны, основательны и надежны, как он, не подведут в трудную минуту.
Раньше валенки стоили очень дорого, и позволить себе такую роскошь могли только состоятельные люди. Зажиточной считалась та семья, где валенки носили все ее члены, а в других домах хорошо, если на всех была одна пара. Валенки были дорогим подарком, который передавали по наследству. Для солдата, отправляющегося на службу, вообще ничего дороже валенок не было — теплая и прочная обувь не только берегла от холода, но и в бою могла защитить от осколков. Валенки помогли нашим солдатам одержать Победу в Великой Отечественной войне. Командирскому составу выдавали особые валенки — так называемые бурки, изготовленные из белого войлока, обшитые понизу кожей и на кожаной подошве. После окончания Великой Отечественной войны валенки исчезли из гардероба большинства людей.
Популярны и востребованы сегодня наши Дрибинские валенки. По настоящему теплая выставка «Эх, валенки» (из фондов Дрибинского историко-этнографического музея) открылась 2 февраля в музее «Млын» города Орша. На выставке представлены орудия труда мастеров-шаповалов, технологический процесс изготовления валенок, готовые изделия, сувенирная продукция. Сотрудники музея нашли очень интересные экспозиционные приемы размещения экспонатов. Наши валенки заиграли во всей своей красе. С восхищением посетители любуются алыми маками, «папараць-кветкай», незабудками, полевыми ромашками, которые расцвели на валенках благодаря мастерству методиста нашего музея Жанны Масаловой, весело смотрели на посетителей дракончики, зайчики, отражены на валенках и элементы вышивки белорусского рушника. Активное участие в выставке приняли и самые маленькие мастера. Учащиеся кружка «Катрушник» Владик Негрей и Юля Щербак подготовили интересные панно, выполненные на шерстяном «пляйстрике» игольницы, украшения, игрушки. С удовольствием приобретали посетители сувенирные валеночки, изготовленные Людмилой Луговцовой.
На торжественном открытии выставки присутствовало руководство отдела культуры, представители администрации города Орши. Мы с удовольствием для гостей провели первую экскурсию по выставке, рассказали о нашей работе в данном направлении, подарили Оршанскому музею шапку-магерку, изготовленную Владимиром Осиповским, словарь «Катрушницкий лемезень», а директора музея «приняли в шаповалы» в интересной игровой форме. В подарок от них мы привезли интересное панно, изготовленное мастерами Оршанщины.
Хоть на улице лютый мороз, атмосфера, царившая на выставке, была доброй и по-настоящему теплой. И все благодаря нашим валенкам.
Творческие связи с сотрудниками музея города Орши продолжатся, нас ждет много совместных интересных проектов, а наши валенки будут радовать гостей музея «Млын» на протяжении месяца.
Елена Ребковец, директор Дрибинского историко-этнографического музея.