Темы

БАБУШКИН РАССКАЗ

БАБУШКИН РАССКАЗ

Практически в каждой белорусской семье свято чтят память о годах Великой Отечественной войны. Тем или иным образом она коснулась каждого. Кто-то из родных непосредственно принимал участие в военных действиях, кто-то ковал победу на заводах и фабриках, партизанил в белорусских лесах, кто-то, живя на оккупированной врагом территории, старался сохранить семью, уберечь детей от голода и болезней… Рассказы о тех временах передаются из поколения в поколение. Беларусь помнит! «Бабушкин рассказ» Евгения Солтанова был напечатан в одной из книг, издаваемых Белорусским фондом мира из числа работ-победителей республиканских литературных конкурсов. Работа сохранилась в семейном архиве. И спустя почти пятнадцать лет не потеряла своей актуальности. В ней не только живые факты из жизни белорусской деревни в сороковые-роковые, в ней отношение подростка к войне, насилию, к семейным ценностям и вечной памяти…

Впервые слово «беженцы» я услышал еще в детстве, когда был совсем маленьким. Моя мама рассказывала о своей бабушке Акулине Захаровне Лосевой (на фото) и ее судьбе. Бабушка жила в деревне Кледневичи и о беженцах рассказывала не только она, но и старушки-соседки, которые приходили к ней в гости. Потом, когда я подрос, слово «беженцы» приобрело для меня реальный смысл.
Нашу Беларусь фашисты оккупировали в 1941 году, а в 1943 с востока началось ее освобождение, по реке Быстрая проходил фронт. Фашисты выгоняли всех жителей из деревни. С воем, плачем, криком люди уходили из родных домов, но каждый надеялся, что он вернется обратно. Поэтому одежду, посуду и орудия труда, которые не могли унести с собой, жители закапывали в землю. У прабабушки не было ни лошади, ни тележки, только двое детей четырнадцати и восьми лет. У ее сестры — трое, примерно такого же возраста. Взрослых мужчин в их семьях не было: судьба моего прадеда до сих пор неизвестна после ареста в 1933 году (в 1964 году он реабилитирован), а муж бабушкиной сестры воевал на фронте. Поэтому, связав узелки каждому из ребят и себе, вместе со всеми жителями они покидали родную деревню, их всех согнали в «Шевелев Ровок» за деревней. Кто был позажиточнее, тот вел с собой корову, овец. У одной женщины корова вырвалась и побежала в сторону деревни, и она бросилась за ней, тогда фашисты выстрелили в корову и расстреляли женщину… В этом рву люди провели всю ночь. На следующее утро их погнали дальше. Поднялись на гору, посмотрели на родную деревню и в ужасе замерли — она пылала. Фашисты, идя от дома к дому, поджигали крыши, бросали факелы в дома. Потому что там, за рекой Быстрая в деревне Никольск, стояли наши советские войска. Жители же правого побережья реки были выгнаны в другие районы, подальше от линии фронта. Семью моей прабабушки и ее сестры приютили добрые люди в деревне Окуневка Шкловского района. Их в доме жило более десяти человек-беженцев. За годы войны те жители и сами обнищали, жили бедно и голодно. Чтобы как-то накормить детей, женщины вынуждены были ходить от дома к дому и просить милостыню. За кусок хлеба готовы были выполнять любую работу, выменивать имеющуюся одежду на горсть муки или крупы. Чистого хлеба мучного в то время никто и не ел. В тесто добавляли мякину, отруби, картофельную кожуру, сушеную траву. На полях выкапывали перемерзший картофель, который фашисты не дали вовремя убрать.
А еще постоянный страх, что ни за что тебя могут убить каждую минуту, на каждом шагу разлучить с семьей. Сын моей прабабушки, мой дедушка, в свои четырнадцать лет был высоким мальчиком и его в любой момент могли угнать в Германию на принудительные работы. Поэтому детей постоянно прятали. Зарывали в СОЛОМУ, которая служила и постелью. Маленьким старались хоть что-нибудь сунуть в рот, чтобы они не кричали, не плакали и не выдавали присутствия детей в доме. Полицейских, принимавших вместе с фашистами участие в облавах, однажды удалось обмануть, сказав, что в доме находятся больные тифом. Потом дети заболели малярией. Их чудом удалось спасти от смерти. А в других семьях, у других наших родственников многие ушли из жизни.
Почти год были жители деревни Кледневичи в беженцах. Сменили несколько деревень. В поисках жилья и хлеба разбрелись по всей Беларуси. Только в 1944 году нашими войсками была прорвана оборона противника на реках Быстрая, Проня, Бася и освобождены эти земли.
Местное население стало возвращаться в родные места. Только пять обгорелых домов осталось на всю деревню. Люди копали землянки, селились в немецких блиндажах, откапывали оставленные в земле пожитки, начинали новую жизнь. Но те страшные военные годы в нашей семье помнят все и рассказывают нам, детям, чтобы и мы помнили.


Женя Солтанов,
Дрибинская средняя школа, 2005г.

Последние новости

Официально

Поздравления со Светлой Пасхой Христовой!

20 апреля 2025
Читать новость
Общество

Великий праздник праздников ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

20 апреля 2025
Читать новость
Общество

Жительница Дрибина рассказала, как вырастить богатый урожай на собственных сотках

19 апреля 2025
Читать новость
Общество

Около двадцати дрибинчан пополнят ряды Вооруженных Сил Республики Беларусь

18 апреля 2025
Читать новость
Общество

На базе Дрибинского РОЧС прошел слет юных спасателей-пожарных

18 апреля 2025
Читать новость
Общество

Итоги социально-экономического развития района за первый квартал 2025 года обсудили на заседании Дрибинского райисполкома

18 апреля 2025
Читать новость

Рекомендуем