Противодействие экстремизму
С детства мы сталкиваемся с проблемой, что делать можно, а чего делать нельзя. Чтобы урегулировать взаимоотношения, человеческое общество было вынуждено устанавливать законы и правила совместной жизни и деятельности. Между тем, до сегодняшнего дня в своём развитии общественные отношения не достигли определённого единства потребностей отдельно взятой личности и общества в целом, что приводит в некоторых случаях к игнорированию, либо нарушению некоторыми людьми общепринятых норм и правил поведения, то есть к правонарушениям.
В складывающейся обстановке как никогда необходимо строгое соблюдение гражданами Республики Беларусь общеустановленных норм и принципов, закрепленных в законодательстве. Важнейшими условиями существования государства являются гарантии общественной безопасности и соблюдение конституционных прав и свобод граждан.
Одной из важнейших задач, в том числе прокуратуры Республики Беларусь, является обеспечение государственной и общественной безопасности, соблюдение конституционных прав и свобод граждан, что закреплено в нормативных правовых актах Республики Беларусь.
Профилактика экстремизма в молодежной среде — это одна из первоочередных задач образовательной сферы и общества в целом. Это сложная социально-психологическая проблема, которая в современных условиях стала актуальной для всех государств мира.
Экстремизм — это призыв социальных масс к насильственным действиям против существующего политического, религиозного или социального строя. Разжигания расовой, социальной, религиозной, национальной вражды или розни.
Экстремистскими являются действия, связанные со стремлением разрушить, опорочить существующие в настоящее время общественные и государственные институты, права, традиции и ценности. При этом, такие действия могут носить насильственный характер, содержать прямые или косвенные призывы к насилию.
Правовую основу деятельности по противодействию экстремизму составляют Конституция Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь «О противодействии экстремизму», иные акты законодательства, а также международные договоры Республики Беларусь.
Согласно ст.19 Закона Республики Беларусь «О противодействии экстремизму» распространение, публичная демонстрация экстремистских материалов, их изготовление, издание, хранение и перевозка в целях распространения запрещаются, а за осуществление экстремистской деятельности граждане несут ответственность в соответствии с законодательными актами.
Безусловно, речь нужно вести об административной или уголовной ответственности.
Говоря об административной ответственности нужно основываться на следующих статьях КоАП Республики Беларусь.
Статья 19.10 КоАП Республики Беларусь. Пропаганда или публичное демонстрирование, изготовление, распространение нацистской символики или атрибутики. Санкцией данной статьи предусмотрено наложение административного взыскания в виде штрафа в размере до 10 базовых величин.
Статья 19.11 КоАП Республики Беларусь. Распространение, изготовление, хранение, перевозка информационной продукции, содержащей призывы к экстремистской деятельности или пропагандирующей такую деятельность.
Ответственность по данной статье наступает за распространение информационной продукции, содержащей призывы к экстремистской деятельности или пропагандирующей такую деятельность, а равно изготовление, хранение либо перевозка с целью распространения такой информационной продукции. Санкцией статьи предусмотрено наложение штрафа в размере до двадцати базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения.
Ведя речь об уголовной ответственности за распространение экстремистских материалов, необходимо в деталях довести положения главы 32 УК Республики Беларусь «Преступления против государства». Это статьи 361 со всеми полагаемыми значками: от 1 до 5.
В частности: статья 361. Призывы к действиям, направленным на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь
- Публичные призывы к захвату государственной власти, или насильственному изменению конституционного строя Республики Беларусь, или измене государству, или совершению акта терроризма или диверсии, или осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Республики Беларусь, или совершению иных действий, направленных на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь, либо распространение материалов, содержащих такие призывы, — наказываются арестом или лишением свободы на срок до пяти лет.
- Призывы, обращенные к иностранному государству, иностранной или международной организации, совершить действия, направленные на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь, либо распространение материалов, содержащих такие призывы, при отсутствии признаков более тяжкого преступления — наказываются арестом или лишением свободы на срок до пяти лет.
- Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные с использованием средств массовой информации или глобальной компьютерной сети Интернет либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, — наказываются лишением свободы на срок от двух до семи лет.
Безопасность — одна из основных потребностей человечества, основное условие существования человека, залог свободного его духовного, нравственного и физического развития. Однако, социальная безопасность человека, её игнорирование дорого обходится и государству, и обществу, приводит к опасным явлениям, дестабилизирует обстановку, нарушает нормальную жизнь граждан, работу государственных органов, организаций, предприятий, застигает государство и правоохранительные органы врасплох, тем самым подрывает основы общества и репутацию страны.
Александр СИДОРКИН, прокурор Дрибинского района,
младший советник юстиции